Ситуация с кризисом на Украине весьма непростая, но не безнадежная

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ в ответ на отчеты cпецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе Х.Грау и главы СММ ОБСЕ на Украине Я.Х.Чевика, Вена, 6 февраля 2020 года

Уважаемая госпожа Председатель,

Приветствуем уважаемых послов Х.Грау и Я.Х.Чевика. Представленные сегодня доклады подтверждают, что ситуация с урегулированием кризиса на Украине весьма непростая, но не безнадежная.

Паралич политической воли, который Киев демонстрирует в деле выполнения Минских соглашений, граничит с признаками сознательного саботажа имеющихся обязательств. Вместо их добросовестной реализации на основе прямого диалога с представителями Донецка и Луганска видим попытки загнать в тупик весь процесс урегулирования. Едва ли не каждую неделю из Киева раздаются высказывания официальных лиц, которые призывают к частичному или полному пересмотру минского «Комплекса мер». 12 февраля этому базовому документу, который одобрен резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН, исполнится 5 лет. Ни один из его пунктов до сих пор полностью не реализован. Предпринимаемые на этом фоне потуги Киева списать все неудачи на Россию, выставить ее «стороной конфликта» – составная часть политики по затягиванию урегулирования и сохранению очага напряженности в Донбассе. Все это подрывает предпринятые в конце прошлого года усилия «нормандского» формата. К сожалению, не видим реакции наших французских и германских партнеров на такие действия Киева.

Парижский саммит 9 декабря 2019 года придал импульсы переговорному процессу по урегулированию, направил сигналы сторонам внутриукраинского кризиса о необходимости ускорить реализацию Минских соглашений. Было особо подчеркнуто, что для этого потребуется активизировать работу Контактной группы. Она предоставляет уникальную возможность для прямого диалога представителей Киева, Донецка и Луганска. Вместе с тем развить динамику сторонам пока не удается.

Масштабный обмен удерживаемыми лицами между Киевом и Донбассом 29 декабря 2019 года стал важным гуманитарным шагом. Он был призван послужить и значимой мерой восстановления доверия. Однако уже сейчас, согласно озвученным в СМИ данным представителей отдельных районов Донбасса, имеются трудности с документами освобожденных Киевом лиц. Свыше половины из них продолжают числиться в розыске как подследственные – обещание украинских властей провести надлежащую юридическую «очистку» в полной мере не выполнено. В условиях отсутствия закона об амнистии участников событий в Донбассе, который Киев обязался принять по Минским соглашениям, это затрудняет работу по подготовке обмена удерживаемых лиц по принципу «всех на всех».

Ссылаясь на свое желание подвергнуть «Комплекс мер» ревизии, а также вопреки решениям «нормандских» саммитов Киев продолжает игнорировать политическую часть своих обязательств (пункты 4, 5, 9, 11 и 12 «Комплекса мер»). Отсутствует предметный диалог с представителями Донецка и Луганска по согласованию правовых аспектов особого статуса Донбасса. Не проведены конституционные изменения, учитывающие этот статус. Сам «статусный» закон не носит постоянного характера. Не получила закрепления в украинском законодательстве согласованная в Контактной группе «формула Ф.-В.Штайнмайера» о порядке введения упомянутого закона в действие. Киев по-прежнему уклоняется и от дискуссий с Донбассом по местным выборам. Вместо этого искусственно «выпячивает» вопросы, связанные с завершающим этапом урегулирования – например, о границе.

Однако важно не забывать, что всеобъемлющее политическое урегулирование – основа жизнеспособного решения кризиса, его необходимое условие. Хотелось бы поинтересоваться мнением уважаемой госпожи Х.Грау, почему «застопорился» политический трек. Какие конкретно шаги нужно предпринять совместно с координатором профильной подгруппы господином П.Морелем, чтобы «оживить» дискуссии по политурегулированию?

В нарушение пункта 1 «Комплекса мер» в Донбассе продолжаются перестрелки. После снижения в новогодние праздники их количество вернулось к прежним показателям. В Донбассе фиксируются новые разрушения гражданских объектов в результате обстрелов. Из недавнего – повреждения в Петровском районе Донецка и в поселке Березовское Луганской области. Продолжают страдать люди. Ожидаем подготовки Миссией тематического доклада о жертвах и разрушениях. Подобный отчет выпускался более двух лет назад. Эту практику необходимо возобновить. Публикация обобщенных сведений будет иметь важный сдерживающий эффект. Это был бы прямой вклад СММ в облегчение положения мирного населения.

В Киеве активизируют военные закупки из-за рубежа. На этом фоне украинские официальные лица заявляют о готовности к «силовому освобождению» Донбасса, а также своем нежелании обсуждать разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения. Неудивительна в этой связи слабая динамика по выполнению поручения «нормандского» саммита в Париже о согласовании трех дополнительных участков разведения к концу марта. Необходимость скорейшего разведения сомнений не вызывает: вспомним, как в прошлом году в Золотом-5/Михайловке свыше десятка раз под обстрел с позиций вооруженных сил Украины попадала действующая школа. После вывода украинских военных с участка разведения эти обстрелы, судя по данным СММ, прекратились.

Необходимо искать пути уменьшения страданий гражданского населения. Продолжается социально-экономическая и транспортная блокада Донбасса. Следует добиваться от Киева выполнения обязательств по «Комплексу мер» (пункт 8) по восстановлению социально-экономических связей, выплате пенсий и социальных пособий. Ожидаем, что уважаемой госпоже Х.Грау удастся переломить ситуацию в Контактной группе и вывести стороны на результативный диалог по всем практическим аспектам.

Уважаемый господин Я.Х.Чевик,

Мониторинг СММ военной активности по обе стороны от линии соприкосновения должен быть сбалансированным, без «перекосов». Многое в этом зависит от Вас. СММ следует действовать объективно, прозрачно и беспристрастно. Как следует из докладов Миссии, территория отдельных районов Донбасса находится под весьма плотным мониторингом. Вместе с тем больше внимания нужно уделять тылам ВСУ, в том числе при помощи технических средств наблюдения, что необходимо в контексте раннего предупреждения возможной военной эскалации. Важно усилить наблюдение за железнодорожными узлами, используемыми украинскими военными для подвоза вооружений (Константиновка, Хлебодаровка, Рубежное и др.) и местами их хранения. Не так давно в Луганской области Миссия выявила две неиспользуемые площадки для хранения вооружений ВСУ – техника там отсутствовала. Наряду с этим многие территории под контролем украинских военных закрыты для посещения СММ под предлогом минной опасности. Похоже, Киеву есть, что там скрывать. Нужно также отслеживать попытки Киева задействовать беспилотники в военных целях, что нарушает Минские соглашения.

Вооруженное противостояние в Донбассе – часть более широкого контекста внутриукраинского кризиса, охватившего страну шесть лет назад. Важно, чтобы СММ была способна использовать все возможности своего мандата от 21 марта 2014 года, в том числе наблюдения за ситуацией на остальной территории Украины. В своем докладе Вы, господин Я.Х.Чевик, коснулись правозащитных аспектов, находящихся в поле зрения СММ. Необходимо уделять им более пристальное внимание. Ресурсы Миссии следует направить на интенсификацию мониторинга соблюдения прав русскоязычных граждан Украины и национальных меньшинств, ситуации вокруг Украинской православной церкви, зажима свободы слова и попыток установления цензуры в СМИ. Наличие проблем в этих сферах неоднократно подтверждалось рядом международных институтов, в том числе ОБСЕ, а также неправительственными организациями. Важно реагировать на сигналы, которые исходят от гражданского общества о нарушениях Киевом своих обязательств, деградации ситуации с правами человека на Украине в целом. Можно свериться, например, с докладами украинских и международных НПО, опубликованных недавно Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам.

Нынешние власти Украины пришли под лозунгами поиска путей общенационального примирения, гарантий равных прав и возможностей для всех жителей страны. На деле же они продолжили, а по ряду сюжетов – ужесточили дискриминационную политику, которую осуществляло предыдущее руководство Украины. Делается это, как и прежде, с оглядкой на националистов, которые продолжают диктовать властям свои условия. Выходки радикалов зачастую происходят при попустительстве правоохранительных органов. Вандализм под националистическими лозунгами, проявления неонацизма, ксенофобии и антисемитизма продолжают сопровождать украинскую внутриполитическую реальность. Сведения об этом нуждаются в систематизации в виде соответствующего тематического доклада СММ. Это входит в мандат Миссии. Когда, наконец, можно ожидать выпуска уп­омянутых нами докладов?

Уважаемые послы Х.Грау и Я.Х.Чевик,

Исходим из того, что предпринимаемые вами усилия будут направлены на содействие полному выполнению сторонами – Киевом, Донецком и Луганском – всех положений «Комплекса мер» в их взаимосвязи, а также на недопущение попыток пересмотра этой «дорожной карты» по достижению мира на Украине.

В заключение позвольте пожелать вам успехов в непростой работе, выдержки и доброго здоровья.

Благодарю за внимание.

ИСТОЧНИК:

Дипломатия. Публикации Дипломат.ру

МИД России. Публикации Дипломат.ру

ОБСЕ. Публикации Дипломат.ру

Украина. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал в Дипломатрутрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra