Аквариум. Альбом «День серебра». История двух песен («Дело мастера Бо», «Глаз»)

«День серебра» — один из лучших русских рок-альбомов, лучших альбомов 80-х и лучших альбомов «Аквариума» ever. Удивительно, но «День серебра» стал первым альбомом группы, целиком записанным на профессиональной аппаратуре. При этом легендарный звукорежиссер и изобретатель Андрей Тропилло не брал с группы денег и также не платил им, что сегодня выглядит абсолютно диким. Все делалось из чистой любви к искусству. Впрочем, и фраза «мрамор ее плечей» в те благословенные годы считалась порнографической.

Автором первоначального варианта оформления альбома стал Сергей Дебижев. На обложке был изображен ацтекский символ входа и выхода: линия, которая, закручиваясь и не прерываясь, выходит из спирали. Позже символ переместился из центра на верх обложки, а в центр были вынесены греческие буквы Δ и Σ (дельта и сигма), которые в первом варианте были использованы как стилизованные Д и С. На обратной стороне после списка песен была неточная цитата из 1-го послания Иоанна: «Боящийся в любви несовершенен».

Очень часто «Аквариум» обвиняют в том, что их песни слишком абстрактны. В творчестве БГ, действительно, есть эта определенная дуальность, некоторые его песни — это откровенные манифесты («Немое кино», «Иванов» и т.д.), а некоторые описывают вещи скорее образные. Однако, эти образы берутся из окружающей действительности.

Она открывает окно,
Под снегом не видно крыш.
Она говорит: «Ты помнишь, ты думал,
Что снег состоит из молекул?»
Дракон приземлился на поле —
Поздно считать, что ты спишь,
Хотя сон был свойственным этому веку

Казалось бы что может быть непонятней. Но на самом деле тут нет никакой мистики, эзотерики и Востока — речь идет о вполне конкретной комнате в коммуналке. Как и все советские граждане БГ жил в принадлежащей государству квартире (те самые «служебные комнаты, полные людей» из другой великой песни с этого же альбома — это не стеклянные стены проектных институтов, чрез прозрачность которых видно работающих в них людей, а именно коммунальные квартиры). Из кухни был прямой выход на крышу, которым пользовались гости, когда не помещались в квартире и чтобы не беспокоить других жильцов. В блистательной книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» рассказывается эта история — один из гостей, из той многочисленной свиты, которая всегда окружала Бориса Гребенщикова, приходил утром и будил его, тому приходилось вставать и греть чайник. При внимательном взгляде тексты БГ вполне осязаемы и конкретны.

Музыка. Публикации Дипломат.ру

Петербург. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал в Дипломатрутрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен