Сергей Опульс в Москве. Или “Перевал” русского Сент-Экзюпери

Художник Сергей Опульс ушёл из жизни за полгода до своего 60-летия. Но его живопись и сегодня с нами. В Государственном музее Востока открылась выставка Сергея «Перевал». Название многозначное: это и горный перевал, и перевал в жизни человека. Наверное, творческий человек отличается от обычного тем, что никогда не «идёт с ярмарки», преодолев свой перевал. Перевал для художника – это веха творческого пути. Сергею Опульсу было бы сложно преодолеть свой перевал, не будь у него преданной помощницы-жены.

О таком союзе двух сердец прекрасно сказал поэт: «Мы – перекрестье креста. Мы – продолженье друг друга». Во многом благодаря Наталье Булгаковой мы имеем сегодня уникальную возможность детально ознакомиться со многими работами Сергея Опульса разных периодов его творческой деятельности.

Выставка «Перевал» не случайно проходит в музее Востока. Сергей родился и закончил художественное училище в Ташкенте, затем учился в Самарканде. Так что Восток для него – это не только место службы в Афганистане.

Это первая половина жизни вообще. Перевал Сергея Опульса – это ещё и водораздел его жизни между Востоком и Западом, где условный «Запад» – это Питер и его окрестности. Афганистан только поставил финальную точку в странствиях художника по Востоку.

Затем началось осмысление пережитого, которое обозначилось у художника ещё и сменой имени. Так всегда происходит с творческими людьми, когда меняется сущность. Псевдоним Сергея, в отличие от его настоящей фамилии, запоминается непросто. Но я понимаю логику Сергея, почему он стал так подписывать свои картины: Павловых – много, а Опульс – один. Человек, осознавший уникальность своего жизненного опыта, не может подписывать свои работы банальным именем, общим для сотен тысяч. В слове «Опульс» мы слышим пульс времени.

Что меня поражает в афганском цикле Сергея Опульса? Многие песенные произведения об Афганистане повествуют о страданиях – горечи утрат, лишениях войны, которым противостоит крепкая боевая дружба людей, объединённых общим делом. А вот живопись Сергея – принципиально другая. Это словно бы уже «взгляд сверху», о котором говорил Иосиф Бродский – «сверху вниз сей Страшный суд почти совсем не страшен».

Сергей словно бы преодолел в себе раздрай войны. Не случайно после Афганистана он пришёл к православию, побывав в Коневце и на Валааме. Ещё одна бросающаяся в глаза особенность афганских полотен Сергея Опульса – «эффект Сент-Экзюпери». Дело в том, что Сергей, как и прославленный французский писатель – тоже лётчик. Свои афганские горы он увидел своеобразным зрением пилота. Пешеходу горы так не увидеть!

Выставка Опульса соседствует в музее Востока с постоянной экспозицией Николая Рериха. Так вот, горы у Сергея – совсем другие, чем у Рериха. В них нет жгучего ультрафиолета, который присутствует в работах знаменитого русского индийца. Скорее, у Сергея можно встретить в горных пейзажах палитру Уильяма Тёрнера.

Горы Опульса – это красота и умиротворённость, увиденные и запечатлённые в красках. Помимо гор, в афганских работах художника меня поражают  его боевые вертолёты. Художник и боевая машина становятся единым целым. Эти вертолёты у Опульса – живые. Они, как и люди, тоже страдают от войны, покорёженные, но не сломленные духом. Мне запомнилась работа Сергея, где нос афганского вертолёта был любовно превращён пилотами в симпатичную звериную мордочку.

Поскольку художественных полотен, повествующих об афганском походе, не так много в принципе, каждая из 25-ти работ Сергея Опульса – на вес золота. «Вот теперь поглядим, кто умеет воевать, перевал твою Афгано мать!» – залихватски пел о своём перевале классик афганской песни Игорь Морозов, автор знаменитых песен «Батальонная разведка» и «Уходим». «Перевал» Опульса показывает нам, что воевал Сергей хорошо. Это вытекает из качества и сюжетов его афганских работ. В Афганистане произошло формирование системы ценностей этого незаурядного человека.

Биографически получилось так, что Сергей Опульс словно бы связал своей судьбой две разных стороны света. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут», – писал Нобелевский лауреат по литературе Редьярд Киплинг. Зато человек-подвижник может, перемещаясь в пространстве, принять в своё сердце эти несочетаемые противоположности. И там, в его сердце, они взаимно дополняют друг друга. Это и есть маленькое чудо Сергея Опульса.

Александр Карпенко, Москва

Помнишь ночь под Гератом, мой друг?

Плыли звезды чужие вокруг,

И слова долетали сквозь ветер:

«Умирать нам совсем недосуг,

Ждут нас руки далеких подруг

И еще не рожденные дети…»

Пыль ползла по морщинам лица,

По тяжелым доспехам бойца,

Мир казался огромным и тленным.

Каждый шел по пути до конца –

И, приняв свою долю свинца,

Разошлись мы по разным вселенным.

Нам теперь все трудней пировать,

Но не следует стулья ломать –

И, пусть наши ряды поредели,

Мы смогли, мы успели понять,

Что труднее, чем вдруг умирать,

Жить – на самом последнем пределе!

Мы запомним на все времена

Все, что в нас проложила война,

И не выплатят дань ордена,

И не хватит все звезд на могилы,-

И, конечно, не наша вина,

Что нам хочет снова сполна

Зачерпнуть эту чашу до дна,

Пробудив ее горькие силы.

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra