В Шереметевском дворце открылась выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»

Так случилось, что в этот необычный 2020-й год самый значимый выставочный проект организован не Эрмитажем, не Русским музеем, а Музеем Театрального и музыкального искусства и  Фондом развития Музея, что тоже непривычно. Театральный музей в Шереметевском дворце в рамках фестиваля «Дягилев. Посткриптум» открыл выставку «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». Это удивительная выставка, где интересно не только смотреть, но и читать – посетителям доступен огромный справочный материал. О трудностях организации выставки и о наиболее интересных экспонатах рассказала со-куратор, а также автор-составитель альбома-каталога директор Фонда развития Музея Александра Штаркман.

Александра Штаркман

– Как бы Вы определили тематику выставки?

А.Ш.  –
Тематика выставки – необычна. Это не монографическая выставка одного художника, не экспозиция, посвященная какому-либо жанру или течению в искусстве, нет. Это портрет одного человека – Сергея Дягилева – складывающегося, как пазл, из портретов своего окружения – друзей, соратников, творческих партнеров, меценатов, оппонентов, врагов…Всматриваешься в эти прекрасные лики эпохи ( а в экспозиции 135 портретов из 26 коллекций России и Европы!) и в воображении живо возникает образ легендарного импресарио – могучий, гениальный,
противоречивый…Причем живописные работы здесь соседствуют с графикой, аутентичными фотографическими портретами, литографией и даже карикатурами. Живописный портрет самого Дягилева на выставке лишь один – и совсем нетрадиционный: завораживающая глубиной и драматизмом работа Мишеля Жорж-Мишеля из Отдела наследия CHANEL.

– Можно назвать эту выставку самой крупной, значимой в 2020 году? (Имею в виду вообще в Санкт-Петербурге)?

А.Ш.-
Без ложной скромности – да, это абсолютно точно так. И не потому что это проект НАШЕГО Музея театрального и музыкального искусства, идея и концепция НАШЕГО директора – Натальи Метелицы, но потому , что эта выставка объединила множество ведущих музейных институций Петербурга, Москвы, регионов России (Смоленск, Тула, Дагестан) наряду с парижским Помпиду, Музеем изящных искусств Руана, мадридским Тиссеном-Борнемисса, Галереей современного искусства Турина, Архивом CHANEL, частными коллекциями – и все это в сложнейший год, когда подобный проект становится в 1000 крат сложнее реализовать! но тем ценнее для нас участие коллег, поддержка партнеров и спонсоров, отклик зрителя…


– Как удалось привлечь европейских грандов?

А.Ш. –
Дягилев для Европы – непререкаемый авторитет. Это имя в купе с необычной концепцией и авторитетом нашего Музея за рубежом позволило нам в период всеобщих локдаунов и тотальной неопределенности привезти в Россию настоящие шедевры – Мунк, Боннар, де Кирико, Бланш, Кокто, Пикассо…Конечно, помогли и партнеры – представительства Италии – Итальянский институт культуры в Петербурге, Франции – Посольство и Французский институт в России , Генеральное консульство Испании.

Кто какие работы предоставил? Об этом на сайте https://theatremuseum.ru/event/dyagilev_2020)

– С кем велись наиболее сложные переговоры? Как долго выставка готовилась, внесла ли пандемия какие-то коррективы?

А.Ш. –
На уровне замысла выставка жила в голове куратора – Натальи Метелицы не один год. Но вот к воплощению его музей приступил всего чуть больше года назад. Изначально мы планировали представить этот проект еще и в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, с которым и приступили к формированию тематико-экспозиционного плана и обсуждению каталога осенью 2019 г. Но ковид внес свои коррективы в планы московских коллег, выставка экспонируется только в Петербурге. Тем не менее ГМИИ им. Пушкина сохранил свое участие в проекте и предоставил на выставку жемчужину своей коллекции – картину Анри Руссо “Муза, вдохновляющая поэта” (двойной портрет Мари Лорансен и Гийома Аполлинера) – за что мы коллегам очень благодарны. Ведь Петербург никогда прежде не видел этой работы.

– Расскажите о картине, наиболее значимой с живописной точки зрения и о картине, наиболее интересной с биографической точки.

А.Ш. –
 На выставке представлен портрет Мисии Серт работы Пьера Боннара из испанского музея Тиссен -Борнемисы. Это единственное полотно из испанской коллекции. “Добыть” его на выставку было нелегко – ведь это один из центральных экспонатов постоянной экспозиции, да еще и прежде не выезжавший за границу на выставки. Уговорить испанских коллег помог Генеральный консул Испании в Петербурге, к которому Музей обратился за поддержкой. Не представить эту героиню на выставке “В круге Дягилевом” было немыслимо. Ведь это та женщина, которая поддержала Дягилева во время организации его первого оперного сезона в Париже, которая затем не единожды спасала антрепризу от финансового краха, помогала советом и участием, была верным соратников и настоящим другом до конца дней Дягилева. Именно Мисия с Коко Шанель провожали Сергей Павловича в последний путь к острову Сен-Микеле. По признанию самого Дягилева, Мисия была единственной женщиной, которую он мог бы любить. Судьба самой Мисии, в девичестве – Годебской, затем Натансон, затем Эдвардс, и наконец – Серт, – удивительна и достойна большого сериала или полнометражного фильма. Ее называли “пожирательницей гениев”, “королевой Парижа” , ее портреты писали Ренуар, Валоттон, Боннар, Тулуз Лотрек, ей посвящали стихи и музыку. Эта женщина была настоящим воплощением уходящей Belle Époque , хотя в вопросах художественного и музыкального вкуса она обладала передовыми взглядами и прекрасным чутьем. Сам Дягилев прислушивался к ее советам в отношении того, что и как должно быть представлено в репертуаре Ballets Russes.

Еще одной женщиной-патронессой дягилевских “Русских сезонов” была герцогиня Эдмон де Полиньяк. Ее персона представлена на выставке работой кисти замечательного художника-портретиста Жак-Эмиля Бланша из собрания Музея изящных искусств Руана. И вновь – интереснейшая личность и удивительная судьба. Имя герцогини в девичестве – Винаретта Зингер. Она была дочерью Исаака Зингера, знаменитого изобретателя швейных машинок и системы рассрочки платежей, благодаря которой эта модель машинки завоевала весь мир. Винаретта была двадцатым ребенком в семье, ее мать-француженка Изабелла Бойер знаменита тем, что позировала Бартольди для эскизов Статуи Свободы. После смерти мужа Бойер вернулась в Париж вместе с дочерью, получившей внушительное наследство. Здесь Винаретта вышла за муж ради титула и статуса, но не ради любви. Увы – мужчины ее не привлекали. Супруг вскоре скончался, а Винаретта сочеталась браком повторно с герцогом Эдмоном де Полиньяк, в свою очередь предпочитавшим мужчин. Но все-таки одна общая страсть у них имелась – музыка. Этого оказалось достаточно для счастливой совместной жизни. Супруги организовали роскошный музыкальный салон в просторном двухсветном зале в престижном районе Парижа. Салон стал центром притяжения музыкальных талантов, здесь впервые, до знаменитой премьеры в Театре Елисейских полей, прозвучала музыка “Весны священной”, здесь творилась история мировой музыкальной культуры. Еще при жизни герцогиня учредила на собственные средства «Фонд Зингер-Полиньяк», который и по сей день активно содействует популяризации классического музыкального наследия и продвижению новых талантов.

 – Ваш каталог представляет самостоятельную ценность – в нем столько материалов

А.Ш.  – К выставке издан альбом-каталог почти в полтысячи страниц. В нем портретов даже больше, чем в экспозиции – ведь не все возможно привезти в Россию в силу совершенно разных причин: это и сохранность музейных экспонатов, порой не позволяющая их транспортировать, и ограничения в бюджете выставки, и организационно-юридические ограничения – взаимообмен экспонатами между Россией и США в принципе приостановлен на неопределенный срок еще с 2010 года…

Выставка продлится до 12 февраля 2021 года в Шереметевском дворце – наб. реки Фонтанки, 34

Беседовала Ирина Сорина

Фото – Шереметевский музей

Культура. Публикации Дипломат.ру

Петербург. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен



where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra