«Компетенции будущего». Три дня на…

 В городе над вольной Невой, в городе нашей славы трудовой состоялся форум «Компетенции будущего», организованный Службой занятости населения Санкт-Петербурга при поддержке комитета по труду и занятости населения правительства СПб. За три дня, с 1 по 3 декабря 2021 года, состоялось несколько десятков онлайн-встреч и тренингов, нацеленных на профессиональное самоопределение петербургских старшеклассников.

И хоть будущее туманно и почти непредсказуемо, Служба занятости СПб сумела помочь молодым петербуржцам сделать осознанный профессиональный выбор, сделать первый шаг в верном, нужном направлении, в деле постижении самое себя на ниве профориентации.

«…Задача современной профориентации — помочь ребятам справиться с тревогой, связанной с выбором будущего, помочь определить свой профессиональный путь. Сейчас основной тренд в профориентации — осознанность, понимание «кто я такой в этом мире и чем я хочу заниматься», и говорить об этом надо при помощи новых методов и технологий, на языке, понятном молодым, — считает Ольга Чернаус, начальник отдела профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения Санкт-Петербурга.

Специалисты в нише трудоустройства — как молодежи, так и вообще всех возрастных и гендерных слотов, в один голос почти утверждают, ситуация в современном мире, в том числе на рынке труда, меняется стремительно, почти что молниеносно. А педагоги и родители часто ориентируются на то, чего уже не существует, точнее на те компетенции и профнаправления, или на то, что перестанет существовать в ближайшем будущем.

В то же время сегодня уже никто не ждет, что человек выберет свой профессиональный путь один раз и на всю жизнь. Поэтому, подчеркивает генеральный директор «Школьной лиги» Антон Алексеев, в рамках профориентации прежде всего «необходимо научить учиться не бояться делать свой собственный выбор». Проблеме выбора специалисты уделяют самое пристальное внимание.

«У современной молодежи нет страха смены работы, — говорит Варвара Чуйкова, исполнительный директор Фонда «Будущие лидеры», — и они действительно легко находят новое место». С другой стороны, отмечает директор Центра профориентации и довузовской подготовки Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Тихонов, этот выбор сегодня слишком широк, поэтому молодежи необходимы специальные инструменты и ориентиры. Такие есть и в школах, и в каждом учебном заведении профессионального образования, и на общегородском уровне.

На молодежном карьерном форуме в Петербурге 75 работодателей представили 3000 вакансий. «В Петербурге создан отдельный городской портал по профориентации граждан, основная цель которого — создание условий, способствующих трудоустройству и максимальной адаптации к требованиям рынка учащихся и выпускников учреждений среднего профессионального образования, — рассказывает главный специалист отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Мария Лабай. — На решение этой же задачи направлен проект Центра трудовых ресурсов «Твой первый шаг в карьере», который включен в городскую программу «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге» и реализуется с 2015 года.

Среди возможных форм профориентации — вебинары, обучающие модули, конференции, хакатоны всех уровней. А использование систем искусственного интеллекта в карьерном управлении открывает новые возможности и для образовательных организаций, и для учащихся всех уровней, и для работодателей. Например, в рамках проекта «ФабЛаб» ребята не только занимаются по готовым проектам, но и могут прийти со своими разработками, часто имеющими в том числе коммерческую ценность.

Важная часть профориентации школьников и студентов — возможность «подержать в руках» выбранную сферу деятельности, попробовать получить практические навыки и даже просто увидеть своими глазами, чем именно придется заниматься. Однако далеко не на каждое производство можно привести экскурсию.

Поэтому на городском портале профориентации есть раздел «Профессиограммы» — с их помощью можно сначала определиться, что тебе ближе — природа или техника, искусство или общение с людьми. А потом выбрать профессию — каменщик или геолог, веб-дизайнер или библиотекарь и ознакомиться с ее презентацией, требованиями к индивидуальным особенностям специалиста, узнать, где можно получить соответствующее образование. Для некоторых профессий есть видеопрофессиограммы.

«…Иногда даже простое увлечение может стать работой, — рассказывает руководитель центра образовательных технологий ЦОПП Санкт-Петербурга Иоланта Петросян, — например, склонность «зависать» в компьютере. Ежегодно рынок GameDev растет в России на 25-30 процентов, но после знакомства с профессией около 30 процентов ребят перестают думать в этом направлении. А ведь «я точно знаю, что этим заниматься не хочу» — это тоже результат профориентации.

Комментарии закрыты.