С 3 по 25 сентября в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв. проходит выставка итальянского дипломата и фотографа Леонардо Бенчини. Экспозиция «По ту сторону смыслов» открывает Дни итальянской культуры, включающие в себя показы фильмов и творческие встречи.
Генеральный консул Италии в Петербурге, оказавшись по совместительству настоящим художником, представил на своей дебютной выставке собственное эстетическое мировоззрение. Фотографии были сделаны во время путешествий в Германию, Америку, Армению, ОАЭ, страны Балтии, и Россию, которую легко узнать в гатчинских водах и сумерках Царицыно.
Вполне фигуративные объекты на урбанистическую и пейзажную тематику представлены здесь в полу-абстрактной форме. При первом взгляде на яркие и контрастные работы, становится ясно, что главенствующую в роль в фотографиях играют композиция, цвет, свет и форма, тогда как сам изображаемый предмет уходит на второй план. Например, самый высокий в мире небоскреб Бурдж-Халифа, своей асимметричной и конусообразной формой, напоминающей столбы минеральных наростов, в работе Бенчини показан в виде повторяющихся симметричных линий, горизонтально повисших в воздухе. Так в объективе автора привычные предметы теряют свою сущность, превращаясь то в графические постеры, как эта высотка-сталагмит, а то и в экспрессионистские абстрактные картины. Последнее хорошо иллюстрируют пейзажи, особенно фиолетово-зеленые воды Прованса или разноцветные, напоминающие переливы калейдоскопа воды озера Тургояк. Некоторые фотографии, кстати, висят верх-ногами, от чего создается эффект нависания изображения над смотрящим, как будто крыши небоскребов подпирают тяжелые потолки, покрытые асфальтом и дорожной разметкой. И все это вместе с поэтичными названиями вроде «Знойная соль», «Балтийское молчание» или «Зрачок оракула».
Сам Леонардо Бенчини говорит, что ищет смысл, отличный от изначального: «Меня интересует смысл, который приобретают предметы, когда их изображение повторяется, размножается. Мне нравится зеркальное отражение, симметрия — они придают дополнительный смысл, значение, которое уже не равно сумме отраженных изображений, а становится нечто большим». Может и вправду, автору удалось показать большее, и даже выйти в масштабы космоса. Вселенскую тематику можно найти в загадочном треугольнике льда на бордовой воде, в гирляндах черно-белой Москвы, напоминающих звезды, и в нью-йоркском Липстик-билдинг, который вдруг приобрел неожиданную форму летательной тарелки. Так что никогда не угадаешь, что изображено, смотря на действительность через искажающую камеру Бенчини.
Эту выставку стоит посмотреть, чтобы не только открыть для себя новое лицо в фотографии, но и по иному посмотреть на привычные пейзажи и мегаполис.