На смерть поэта Анатолия Наймана

В Москве не стало Анатолия Наймана, одного из крупнейших поэтов второй половины XX века, литературного секретаря Анны Ахматовой и автора одной из двух главных книг мемуарных записок о ней. Именно Ахматовой посвящены пронзительные стихи:

Я прощаюсь с этим временем навек,
И на прежнее нисколько не похоже
Повторяется вдали одно и то же
Белый снег вдали летает, белый снег.

Я прощаюсь с этим временем, и вот
Ваше имя произнесенное глухо,
Больше годное для вздоха, не для слуха
Речкой дымною затянуто под лед.

Еще вздрогнет комаровская сосна,
И мелькнет ослепший призрак Ленинграда,
И меж листьев Александровского сада
Еще вспыхнет темно-красная стена.

Но по новому во время этих встреч
Вы кивнете величавой головою,
И по новому задышит над Москвою
Ваша горькая божественная речь

В историю литературы Найман войдет также как ближайший друг юности Бродского, его крестный отец в поэзии, адресат его поэтических посвящений, супергерой довлатовской прозы. Найман был участником легендарного Волшебного хора, в который кроме Бродского входили Евгений Рейн и Дмитрий Бобышев. Впоследствии биографии и взгляды ахматовских сирот разошлись, но роль старшего друга в становлении Бродского как поэта огромна и сравнима с ролью Евгения Рейна. Идея большой четверки была чрезвычайно близка Бродскому и Найману, теперь от нее, как от The Beatles, осталась ровно половина.

Масштаб величия и популярности Бродского затмили всех его друзей, далекие от литературы люди Наймана практически не знают, но даже этот факт не может сделать less than one из самостоятельной выдающейся литературной единицы. В этом можно убедиться, читая лучшие стихи Анатолия Наймана.

Умер Найман тоже как настоящий поэт – он выступал с докладом о Мандельштаме, но прочитал всего несколько предложений и уже не смог прийти в себя.

* * *

Я знал четырёх поэтов.
Я их любил до дрожи
губ, языка, гортани,
я задерживал вздох,
едва только чуял где-то
чистое их дыханье.
Как я любил их, боже,
каждого из четырёх!

Первый, со взором Леля,
в нимбе дождя и хмеля,
готику сводов и шпилей
видел в полёте пчёл,
лебедя – в зеве котельной,
ангела – в солнечной пыли,
в браке зари и розы
несколько букв прочёл.

Другой, как ворон, был чёрен,
как уличный воздух, волен,
как кровью, был полон речью,
нахохлен и неуклюж,
серебряной бил картечью
с заброшенных колоколен,
и френч его отражался
в ртути бульварных луж.

Третий был в шаге лёгок,
в слоге противу логик
летуч, подлёдную музыку
озвучивал наперед
горлом – стройней свирели,
мыслью – пружинней рыбы,
в прыжке за золотом ряби
в кровь разбивающей рот.

Был нежен и щедр последний,
как зелень после потопа,
он сам становился песней,
когда по ночной реке
пускал сиявший кораблик
и, в воду входя ночную,
выныривал из захлёба
с жемчугом на языке.

Оркестр не звучней рояля,
рояль не звучней гитары,
гитара не звонче птицы,
поэта не лучше поэт:
из четырёх любому
мне сладко вернуть любовью
то, что любил в начале.
То, чего в слове нет

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra