На этой неделе наконец-то в прокат вышел фильм «Прибытие» Дени Вильнёва, снятый по адаптированному сценарию научно-фантастической повести Теда Чана «История твоей жизни».
Неожиданное появление неопознанных летающих объектов в разных точках планеты повергает мир в трепет. Намерения пришельцев не ясны — вооруженные силы всего мира приведены в полную боевую готовность, а лучшие умы человечества пытаются понять, как разговаривать с непрошенными гостями. Правительство обращается за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс (Эми Адамс) и физику Йена Доннели (Джереми Реннер), чтобы предотвратить глобальную катастрофу и найти общий язык с пришельцами. Отныне судьба человечества находится в их руках.
Фильм заявлен в жанрах фантастика, триллер, драма и детектив – жанры, хорошо знакомые Вильёву: прошлые его работы, такие, как «Убийца» (2015), Враг (2013) и «Пленницы» (2013), выполненные в похожей жанровой системе, получили положительные отзывы критиков – как отечественных, так и зарубежных. «Прибытие» черной овцой не стала, уже на первых днях проката завоевав расположение россиян.
Импонирует выбор произведения в качестве основы сценария: довольно специфическая и перегруженная в терминологическом плане «История твоей жизни» Теда Чана на экране предстает в более голливудской интерпретации. Версия фильма более упрощена, ненавязчива; акценты здесь расставлены совсем в других местах, нежели в оригинальном произведении, что, конечно же, делает честь режиссеру и сценаристам.
— Эта история выросла из моего интереса к вариационным принципам физики, — говорил Тед Чан о своей повести, — мне пришло в голову использовать их, чтобы рассказать историю о реакции человека на неизбежное. Через несколько лет эта идея скомбинировалась с замечанием моей подруги о ее новорожденном ребенке и сформировала ядро сюжета.
Однако, Вильнёв и Эрик Зайссерер выводят идею повествования на более обширный уровень: это уже не реакция одного человека на неизбежное, но целого человечества, когда то, что происходит на самом деле знает только малая часть, а основная масса людей пребывает в неведении. Незнание порождает панику, агрессию и беспорядки, усиление параноидального настроения и недоверия. Но здесь режиссером ставится и другой вопрос – а так ли хорошо знание?
— Можно понимать людей и все равно остаться одиноким, — сокрушается на экране Луиза.
Человечество, осмысливая прибытие гептаподов на Землю, бесконечно задается вопросом: «Зачем они здесь?». В повести дается неясный ответ: «чтобы наблюдать», однако, фильм и здесь развивает первоначальную идею до космического масштаба. Луиза Бэнкс, которая получает ответ на вопрос – зачем гептаподы прибыли на землю? – понимает, что «знание порождает печаль, и кто умножает познания, умножает и скорбь». Вместе с тем, выбор, который она делает, так непохож на все то, что мы привыкли видеть – борьбу с возможным печальным будущем, заезженное и истертое до дыр стремление к счастливому хэппи-энду. Луиза – женщина сильная, и она понимает, что все будет так, как должно быть – и наслаждается теми минутами счастья, что у нее есть сейчас, были в прошлом и еще будут когда-то.
Фильм оставляет неоднозначное впечатление: с одной стороны, американка вновь всех спасла, оказалась умнее остальных и именно от нее зависит дальнейший ход событий. Однако, интересна мысль, которая находится куда глубже – об объединении человечества перед лицом общего врага, о закостенелой в каждом государстве недоверии друг к другу и необходимости и важности мирового сотрудничества. Тот факт, что количество кораблей гептаподов было уменьшено с нескольких сотен до 12 штук и США оказывается лишь 1/12 частью, постоянно наталкивает зрителя на эту мысль.
И, если в «Истории твоей жизни» сотрудничество ученых воспринимается как само собой разумеющееся, в фильме люди показаны куда живее; они устают, перенапрягаются, терзаются сомнениями, не доверяют. Здесь сотрудничать не так просто – в игру вступают жадность, подозрительность, уроки прошлого. Лингвистический вопрос, пусть и не показанный во всем своем академическом великолепии литературного первоисточника, более понятен и доступно продемонстрирован. А вот физическая составляющая – например, теорема Ферма, один из научных лейтмотивов повествования, — выявлена куда слабее. Позиция Йена Доннели, как одного из главных героев, оказывается достаточно шаткой и только к концу повествования встает на свое место в общей мозаике произведения. Хотя, конечно, игра Джереми Реннера, известного нам и любимого фанатами по роли Соколиного Глаза, не может не импонировать: он разбавляет драматический накал фильма уместной толикой юмора и сарказма. Именно из-за него на экране в душе взрывается целая гамма эмоций; именно он, на фоне покорной своей судьбе Луизы вызывает желание бороться за свой слезливый и до ужасного счастливый хеппи-энд, желать его, протестовать против принятия и бездействия. Его роль в повествовании окончательно проявляется лишь в самом конце, когда Луиза Бэнкс за кадром выкладывает на стол все карты и срывает куш.
Вывод идеи на новый уровень выказал необходимость в дополнительных персонажах. Так появляются капитан Маркс, генерал Шан и т.д. Фильм дорабатывает то, что не успел или не захотел показывать Тед Чан, и от этого «Прибытие» оказывается куда современнее, нежели «История твоей жизни», где на первом плане была история жизни Луизы и ее дочери, а также научные изыскания человечества
Хотя, безусловно, Тед Чан подал неплохую идею нового понимания контакта человечества с инопланетной средой: пока «Звездные Врата», «Стартрек» в кинематографе и целая плеяда компьютерных игр по типу «Масс Эффекта: Андромеды» идет по пути антропоцентричного космоса, где человечество если не встречает себе подобных, то с легкостью находит контакт с чужеродными организмами – или же, встретив враждебность, успешно сражается и побеждает – «Прибытие» выказывает нам противоположную идею: а что, если инопланетяне будут не враждебными, но и не понятными? Гептаподы становятся еще инороднее и напоминают собой уже существ из мифологии Лавкрафта.
В визуальном плане картина невероятно красивая и плавная: есть целая вариация планов – от общих до внутренних, глазами Луизы, ставится акцент на незначительных на первый взгляд деталях, мимике и невербальной коммуникации – всего того, что невозможно было отобразить в «Истории твоей жизни».
Сама Луиза в исполнении Эми Адамс – именно такая, какая и должна быть. В отличие от Йена (которые при переходе из повести на экран ко всему прочему сменил и имя), здесь не возникает противоречия со своим книжным прототипом. Однако финал именно благодаря игре Адамс и Реннера оказывается недосказанным: вроде бы, все будет так, как и должно быть, но рядом с Луизой совсем другой мужчина, чем в «Истории твоей жизни». А это оставляет надежду на иной финал.
— Стивену Хокингу и всем, кто моложе меня, я говорю: «Терпение. Будущее придет к вам и ляжет у ваших ног, как собака, которая знает и любит вас, кем бы вы ни были», — заключает Тед Чан.
Космос. Публикации Дипломат.ру
Петербург. Публикации Дипломат.ру
Подписывайтесь на наш канал в Telegram