Калитка своими руками. Или вепсскими путями-дорожками…
ВСПОМИНАЯ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ. Привёз с собою частичку души вепсского народа, махонькую куколку-оберег, что сделал своими руками в вепсском культурном центре, в деревушке Винницы, промеж лесов и озёр Ленинградской области затерянной, и призадумался. А не вернуться ли туда на какой добрый праздник? Благо, впереди и Рождество, и Новый год… Куда самым настоятельным образом рекомендует поехать туристско-информационный центр при комитете Ленобласти по туризму…
Кто ж вы такие – вепсы, люди добрые, люди сердечные, аккуратные и прилежные, кто затаился, укрылся где-то под порогом Подпорожья, в малых деревнях и сёлах самого потаённого уголка необъятно-гостеприимной Ленинградской области. А давайте-ка обратимся к порталу “Коренные малочисленные народы Ленинградской области”, тут каждому малому народу, проживающему в соседнем со стольным мегаполисом, внимание уделено. Вепсы – много определений у этого народа бытовало за все время их жития здесь, окрест Ладожского, Онежского да Белого озёр, кто “вепсь” их звал, кликал, кто «бепся», кто – «людиникад», или же даже – «вепслайне». Русские, наряду с названием «весь» употребляли этноним «чудь», но это определение довольно-таки широкого свойства, им именовали всех прибалтийско-финских народов. Вепсский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе, имеет три диалекта: северный, средний и южный. Вепсы относятся к беломорско-балтийскому типу большой европеоидной расы. А вот на каком говорят, думают, дышат в милой, скромной деревушке Винницы…
По данным переписи 2002 года вепсское население в Ленинградской области составляло 2013 человек. Из них 503 человека в городской местности и 1510 – в сельской. За период между переписями 1989 и 2002 года вепсское население Ленинградской области резко сократилось: в сельской местности на 55,3%, в городах и посёлках городского типа на 43,9%. Сколько их теперь – кто знает, но в Винницах уверены – каждый год вепсов все меньше и меньше, детишек мало, стариков и старушек – много. Не модные мы нынче, вздыхают барышни в национальных костюмах на тех или иных праздниках, не в топе или тренде забавляются – добро, беззлобно совершенно, тамошние барышни над современным жаргоном больших городов. Однако мал золотник да дорог. Сколько песен задушевных – непонятых, на вепсском поют ведь, знают они, эти труженицы, сколько историй. Так вот сядешь и слушай, слушай, отвлекайся от жизни суетной, жизни городской многоголосой…
Что за Новый год или Рождество да в городе громадном отмечать. С одной стороны – любо-дорого, кругом гирлянды электрические висят, ёлки пластиковые, игрушками и мишурой укутанные, катки да дворцы с праздничными программами: зовут и манят. Но что может быть лучше Нового года или рождественских вечеров в самой что ни на есть глуши областной ленинградской, в тех же Винницах. Хлебосольных, гостеприимных. Приезжайте, сами увидите, узрите, узнаете. Что ж там такого-разэдакого на рождественском и новогоднем столе у домовитых вепсских хозяюшек? В праздники Рождества и Нового года на вепсском столе – утверждают знающие люди, должно быть по возможности много всякой разной, вкусняцкой особенно, еды, чтобы наступающий год был сытный – для обитателей дома, для гостей, друзей, пришедших с вепсами праздники праздновать. Издавна повелось главным блюдом рождественско-новогодней трапезы у вепсов – так называемые пряженые (жареные в масле) пироги из пшеничной муки с начинкой из толокна или посыпанные сахарным песком. Не ресторанная изысканная еда, поморщит нос какой белоручка из стольного града московского или петербургского. А и хорошо, плечами поводят вепсские хозяюшки, привычные мы к праздничным угощениям не броским, но сытным. Мало того, те самые пряженые (жареные) пироги с толокном, они ж не просто кушанье застольное, они с умыслом превеликим пекутся. Вепсские девушки используют эти пирожки… для гаданий. Так, один пирог обязательно делали… с солью – согласно давнему поверью, такому давнему, что не каждая старушка и упомнит, откуда оно пошло, та красавица, та рукодельница, кому этот пирожок солёный выпадет, первой выйдет замуж в наступающему году… Но самое важное – в Новый год или Рождество, просто в зимний морозный день, “накормить мороз”, уважить седовласого старика, что зиму-зимушку в край их родной привёл. Сварят так хозяюшки кашку особую, кашку ячменную, и давай её родимую по двору разбрасывать. Чтоб мороз уважить, чтоб замаслить его, тем самым урожай будущий спасти, сохранить. Кроме того в первый день Нового года относили горшок загусты на гумно и просили там одновременно Иисуса Христа, святого Михаила, “хозяев риги” и “духа зерна” принять участие в семейной трапезе. Вепсы верили, что такие действия помогут получить хороший урожай в начинающемся году.
Множество самых разных праздников и празднеств у вепсов, все и не перечислишь. Большая часть из которых – почти как и у горожан, то бишь у нас с вами: та же Масленица или же Вербное воскресенье, Егорьев или Юрьев день, день первого выгона скота на пастбища. А после – Пасха, позднее встреча лета, лето здесь повсеместно встречают торжественно и ясно, Троицу – так тот праздник всем миром отмечали. Были и свои, так называемые “заветные” праздники. Случится какая беда, напасть у вепсов, победокурит и проходит, а в память о ней – словно наказ на будущее, “зарубку на носу” делают, чтоб о той беде помнить, чтить её, чтоб да напасть больше в дом, деревню не пришла…
Однако ж главным сегодня праздником у вепсов Ленинградской области стал праздник сравнительно молодой, но бойкий, радостный что Первомай или же День города в столицах российских. Это “Древо жизни”, традиционный вепсский фольклорный праздник-фестиваль «Древо жизни», на который собираются несколько тысяч человек из Ленинградской области, Карелии, Мурманской и Вологодской областей, Карелии, Удмуртии, Эстонии, Финляндии. Молодой праздник тот, да бойкий, размашистый, красочный и яркий. Ярмарочные столы год от года все богаче и богаче, и чего там только нет – снедь всякая, местная и завозная, но в основе своей все из окрестных деревень и сел. Закрутки и баночки фасонистые. Всё с тамошних полей и огородов, рукоделие – глаз радуется, и для дамочек-модниц из города, и для мужчин есть, что приглядеть, присмотреть, примерить. Не все – только лишь декоративная утварь, пользы от тех ярмарочных изделий – множество! И какой же праздник да без фейерверка! А концерты фольклорных коллективов давно стали притчей во языцех, каждый ансамбль старается, себя показывает, других оценивает, чтоб на следующий год ещё лучше выступить, ещё лучше песню свою подать. Попутно и о раздумьях серьёзных не забывают, научно-практические конференции по проблемам языка и культуры вепсов устраивают, выставки народного творчества проводят. А попутно и мастер-классы организуют, экскурсии разнообразные: «Заветные места поклонения вепсов», «Одежда вепсов», «Современный мастер». И какой же праздник да без угощений местных – без медовухи, любимого вепсского напитка, да калиток – открытых пирожков с картошкой. Устроители праздника спешат порадовать горожан, падких на всякого рода “деревенскую экзотику”, будут вам и прогулки на лошадях, можно будет даже порыбачить в специальных садках, и тут же с помощь повара приготовить выловленную форель, отобедать в летнем кафе на берегу реки Оять.
А на сцене тем временем выступают разнообразные фольклорные ансамбли, голосят, поют всевозможные радостные песни – то на вепсском, то на русском языках. А сяк желающий в местном краеведческом музее может себе куколку оберег сделать. Не можешь – научат, подскажут, как правильно творить такую куколку, расскажут, поведают, чем хороша она, от чего уберегает. Сотворил так куколку-оберег, привёз домой да и вспомнил – добрым словом, деревню ту вепсскую, Винницами которую кличут. И задумался – может, ещё туда наведаться…
Кстати, что касается рукоделия, самое время помочь вепсским рукодельницам. Задумали они ладно – спасти свою культуру рукоделия, обозвали проект “Шерстяной народ” да на платформу выставили: https://planeta.ru/campaigns/sherstyanoi-narod
Каждый, кто заглянет сюда и внесёт свою посильную лепту, поможет уникальной задумке. Представляете, Бабушки-мастерицы, многим из которых под 90 лет, решили, что именно они должны спасать исчезающую «шерстяную» культуру коренных народов Ленинградской области. Рукодельницы не просто вяжут красивейшие носки и варежки, но и проводят каждодневную кропотливую работу по сохранению уникальной культуры древних народов. На основе музейных образцов традиционного вязания они создают копии финских, водских, ижорских предметов. Свяжут – и передадут в этнографические и сельские музеи, чтобы все узнали, насколько хороша и нарядна их «шерстяная» культура. Бабушки сделают и передвижную выставку, с которой проедутся по самым отдалённым деревням и покажут всем, что для хорошего дела не существует старости! В связи с тем, что шерсть достаточно дорогостоящий материал, для продолжения проекта необходимо дополнительное финансирование. Большая часть собранных средств пойдёт на закупку качественной пряжи и транспортные расходы – ведь участницы проекта живут в малых сёлах и деревнях Ленинградской области на больших расстояниях друг от друга и от места проведения мастер-классов.
Дмитрий МОСКОВСКИЙ
Культура. Публикации Дипломат.ру
Ленинградская область. Публикации Дипломат.ру
Туризм. Публикации Дипломат.ру
Подписывайтесь на наш видеоканал в Дипломатрутрутубе
Подписывайтесь на наш канал в Telegram