Брифинг Захаровой. Вся полная информация

Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова провела 27 января в Москве еженедельный брифинг для журналистов по актуальным вопросам международных отношений и внешней политики.

Содержание

  1. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Эритреи О.Салехом
  2. Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в четвертой министерской сессии Российско-Арабского Форума сотрудничества
  3. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским Савватием
  4. О встрече статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина со спецпредставителем Премьер-министра Грузии З.Абашидзе
  5. О российско-японских консультациях
  6. К Международному дню памяти жертв Холокоста
  7. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с представителями сирийской оппозиции
  8. О развитии ситуации в Сирии
  9. О передаче сирийским сторонам проекта новой конституции Сирии
  10. О решении Апелляционного суда Литвы о признании виновным бывшего командира Вильнюсского ОМОН В.Разводова
  11. О прекращении литовской прокуратурой досудебного расследования в отношении учеников русскоязычных школ г.Вильнюса, участвовавших в международных лагерях, организованных российской стороной
  12. Об установлении взаимного безвизового режима поездок между Россией и ЮАР
  13. О списках адвокатов и юридических фирм за рубежом
  14. Из ответов на вопросы:
    1. О сотрудничестве России с Турцией и Ираном по Сирии
    2. О ситуации вокруг НКУ
    3. О выдвижении Болгарской Православной Церкви на Нобелевскую премию
    4. О ситуации вокруг Сирии
    5. О перспективах российско-американского сотрудничества по Сирии
    6. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с представителями сирийской оппозиции
    7. О переговорах в Женеве
    8. О Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности
    9. О ситуации вокруг Сирии
    10. О задержании журналиста «Раша Тудэй Америка»
    11. О задержании гражданина России в Чехии
    12. О переговорах в Женеве
    13. О круглом столе «Проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в Российской Федерации, доступ детей мигрантов к получению образования в российских школах»
    14. О радиостанции «Спутник»

О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Эритреи О.Салехом

29-31 января в Москве с рабочим визитом будет находиться Министр иностранных дел Государства Эритрея О.Салех.

30 января Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет переговоры со своим коллегой. Планируется обсудить основные направления российско-эритрейского взаимодействия в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях, в том числе вопросы реализации совместных проектов на территории Эритреи. Предстоит подробный обмен мнениями по актуальным темам глобальной и региональной повестки дня, включая предотвращение и разблокирование кризисных ситуаций на Африканском континенте, прежде всего в районе Африканского Рога, а также проблематику борьбы с международным терроризмом.

Обратно к оглавлению

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в четвертой министерской сессии Российско-Арабского Форума сотрудничества

1 февраля в Абу-Даби (ОАЭ) состоится четвертая сессии Российско-Арабского Форума сотрудничества с участием российской делегации, которую будет возглавлять Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова.

В соответствии с форматом, который зафиксирован в подписанном в декабре 2009 г. Меморандуме об учреждении Форума, в этом мероприятии примут участие руководители внешнеполитических ведомств «тройки» Совета министров иностранных дел ЛАГ  Бахрейна, Туниса, Алжира, Мавритании как председателя саммита ЛАГ, ОАЭ как устроителя встречи, а также Генеральный секретарь Лиги арабских государств А.Абуль-Гейт. Ожидается прибытие ряда членов внешнеполитических ведомств других арабских стран.

В рамках заседания планируется провести углубленный обмен мнениями о положении дел на Ближнем Востоке и в Северной Африке с акцентом на важность более плотной координации российско-арабских усилий в пользу нормализации ситуации в странах, которые охвачены вооруженными конфликтами. В коллективном формате предстоит обсуждение актуальной проблематики международного характера, включая борьбу с террористической угрозой и деятельностью экстремистских группировок в государствах региона, перспективы ближневосточного урегулирования в контексте шагов, которые предпринимаются для возобновления палестино-израильских переговоров, а также создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Итоги мероприятия планируется закрепить принятием совместного политического заявления.

Значительное внимание будет уделено анализу выполнения ранее достигнутых договоренностей о наращивании взаимодействия в культурной, гуманитарной и экономической сферах, закрепленных в Плане действий по реализации принципов, целей и задач российско-арабского сотрудничества на 2016-2018 гг. Документ был одобрен в ходе третьей министерской встречи Форума в Москве в феврале 2016 года.

С удовлетворением констатируем, что Российско-Арабский Форум сотрудничества стал значимой международной «площадкой», на которой проходит откровенный диалог России и арабских государств Ближнего Востока и Северной Африки по представляющим взаимный интерес вопросам международной повестки дня с целью нахождения общих подходов к разрешению кризисных ситуаций в регионе, совместному содействию урегулированию проблем и вызовов глобального характера, а также интенсификации многопрофильного взаимовыгодного сотрудничества. Рассматриваем проведение четвертой сессии Форума в качестве важного шага на пути дальнейшего развития и укрепления всего комплекса российско-арабских традиционно дружественных отношений.

Обратно к оглавлению

О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с митрополитом Улан-Удэнским иБурятским Савватием

3 февраля в МИД России состоится встреча главы внешнеполитического ведомства Российской Федерации С.В.Лаврова с митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским Савватием.

В ходе беседы планируется обсудить вопросы, связанные с деятельностью монастыря.

Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь основан в 1681 г. на побережье озера Байкал на месте убийства в 1651 г. членов русского посольства в Монголию во главе с послом Ерофеем Заболоцким. До середины XIX столетия обитель, расположенную близ залива Прорва, посещали многие известные государственные и общественные деятели на пути в Забайкалье, Китай, Монголию, а также обратно. В монастыре с его некрополем трагически погибших членов посольства российские дипломаты неоднократно принимали послов из других государств.

МИД России сотрудничает с монастырем с декабря 2002 г. с момента учреждения благотворительного фонда «Возрождение Посольского Спасо-Преображенского монастыря на Байкале», а также попечительского совета фонда. МГИМО МИД России с 2004 г. на регулярной основе направляет на Байкал стройотряды для восстановления монастырских объектов. Слушатели и аспиранты Дипломатической академии МИД России оказывали помощь монастырю в благоустройстве его территории.

Встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с митрополитом Савватием позволит придать новый импульс работе по развитию сотрудничества МИД России с Посольским монастырем.

Обратно к оглавлению

О встрече статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина со спецпредставителем Премьер-министра Грузии З.Абашидзе

На 7 февраля в Праге запланировано проведение очередной встречи статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасина со специальным представителем Премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией З.Абашидзе. В мероприятии также примут участие представители транспортных ведомств двух стран.

В ходе консультаций планируется продолжить обсуждение практических вопросов оздоровления российско-грузинских отношений.

Обратно к оглавлению

О российско-японских консультациях

1 февраля состоятся консультации заместителя Министра иностранных дел И.В.Моргулова с заместителем Министра иностранных дел Японии Т.Акибой по двусторонней повестке российско-японских отношений, а также по актуальным элементам международного и регионального досье.

Обратно к оглавлению

К Международному дню памяти жертв Холокоста

Наш брифинг проходит сегодня, в пятницу 27 января, а не традиционно в четверг. В этой связи хотела бы сказать несколько слов о значении этой даты в истории.

27 января мы отмечаем 72-ю годовщину освобождения советскими войсками концлагеря Освенцим. В соответствии с международным правом, а именно решением ООН, именно в этот день отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Это день памяти, скорби и, конечно, благодарности тем, кто остановил зло ценой своей жизни.

Любые человеконенавистнические теории, ксенофобия, национализм, фашизм – это безоговорочное зло, которое произрастает из невежества, беспамятства, фанатизма и отсутствия духовности. Поэтому очень важно из поколения в поколение передавать правду о происходящей в те годы катастрофе. При этом необходимо помнить и о том, что в то же время  люди проявляли свои лучшие качества, отдавая свою жизнь за жизнь других людей, как правило, незнакомых, неблизких просто потому, что того требовал исторический момент, все человеческое, что было в тех, кто принимал такие во многом судьбоносные решения.

Исключительно важно и сейчас не забывать эти трагические уроки прошлого только по одной причине: забвение может привести к рецидиву и попыткам реванша. К сожалению, мы сегодня видим, как в той же Европе, где происходила эта страшнейшая трагедия, сейчас разворачиваются опасные тенденции, связанные с попытками переписать историю. Это очень опасно и, как часто бывает, может обернуться против народов, если благоразумие будет утрачено.

Обратно к оглавлению

О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с представителями сирийской оппозиции

Как вы знаете, буквально час назад стартовала встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с представителями политической сирийской оппозиции. В своем вступительном слове российский Министр иностранных дел России С.В.Лавров охарактеризовал цели и задачи, которые стояли перед российской внешнеполитической службой в ходе организации этой встречи.

По итогам встречи мы дополнительно вас проинформируем о ее результатах.

Обратно к оглавлению

О развитии ситуации в Сирии

Позитивные тенденции в контексте ситуации в Сирии и вокруг нее, появившиеся после установления режима прекращения боевых действий (РПБД) 30 декабря 2016 г. при посредничестве России и Турции, укрепляются.

В Москве удовлетворены итогами Международной встречи по Сирии в Астане 23-24 января в плане укрепления и расширения зоны действия прекращения огня. В дискуссиях, организованных на предоставленной властями Казахстана площадке, приняли участие делегации Правительства Сирии, сирийской вооруженной оппозиции, а также России, Турции и Ирана. Последние – в качестве гарантов соглашения о перемирии. Важное значение имели участие и посреднические усилия спецпосланника Генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистуры.

Сегодня Министр иностранных дел России С.В.Лавров уже прокомментировал наше видение итогов встречи в Астане, значимость того, к чему пришли и чего смогли добиться ее участники.

Я бы хотела напомнить, что по итогам встречи принято совместное заявление России, Турции и Ирана, которое предусматривает создание трехстороннего механизма для наблюдения за режимом прекращения огня и обеспечения его полного соблюдения, предотвращения всевозможных провокаций, нацеливает сирийских участников на конструктивное подключение к межсирийскому диалогу в Женеве под эгидой ООН.

Как представляется, потенциал у Астаны как платформы для контактов и договоренностей весьма высокий. Тем не менее, эта площадка не подменяет, о чем мы неоднократно уже говорили, переговоры по сирийскому урегулированию в Женеве. Мы поддерживаем возобновление межсирийского диалога под эгидой спецпосланника Генерального секретаря ООН С. де Мистуры. Их формат должен быть широким, инклюзивным, как это предусмотрено резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. Предпринимаем конкретные шаги по содействию Женевскому процессу, дополнительный импульс которому, как мы считаем, придала Астана.

Продолжается борьба против террористов в Сирии, игиловцев, представителей «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра»). ВКС России оказывают содействие сирийским военным и силам народного ополчения в их борьбе с игиловцами и нусровцами. С удовлетворением отмечаем, что в Алеппо и в другие освобожденные от террористов районы Сирии возвращается мирная жизнь. Хотя процесс, конечно, непростой и небыстрый.

Обратно к оглавлению

О передаче сирийским сторонам проекта новой конституции Сирии

Несмотря на то, что мы это уже комментировали, хотела бы еще раз остановиться на этой теме, учитывая, что появилось большое количество утечек, комментариев, публикаций, которые не отражают российскую позицию, а иногда даже ее искажают.

Обратили внимание на процитированное рядом СМИ высказывание политического советника сирийского оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП), пресс-атташе делегации сирийской вооруженной оппозиции на Международной встрече по Сирии в Астане Я.Ариди о том, будто Россия пытается навязать Сирии конституцию и действует якобы также как в свое время действовал в Ираке глава американской оккупационной администрации П.Бремер в 2003-2004 гг.

Мы категорически не согласны с подобными оценками. Они в принципе не соответствуют действительности и вообще искажают картину. Россия не пытается навязывать сирийцам ни условия урегулирования, ни новый основной закон страны. Очень важно, чтобы это была отправная точка в принципе при освещении этой темы. Твердо исходим из того, что будущее Сирии должен определять сам сирийский народ. Делаем все для того, чтобы реализовался именно такой подход, поскольку только сирийцы могут обеспечить сохранение своей родины как единой, суверенной, многонациональной и многоконфессиональной страны.

Поводом для высказываний сирийского оппозиционера, как мы понимаем, стал подготовленный российскими и арабскими экспертами и представленный российской делегацией на Международной встрече по сирийскому урегулированию в Астане проект сирийской конституции, о чем представители сказали открыто и достаточно развернуто. При этом российская сторона на различных уровнях неоднократно разъясняла смысл такого шага. Наша задача была в том, чтобы активизировать межсирийский политический диалог в рамках выполнения резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, которая предусматривает в том числе разработку новой конституции Сирии. Хотела бы еще раз подчеркнуть, Москва не навязывает свое решение, а лишь приглашает сирийцев, сирийские стороны и различных представителей сирийской оппозиции ускорить столь сложную работу по подготовке и согласованию такого фундаментального документа.

Представленный в Астане проект – это, прежде всего, «опросник» на тему того, какой могла бы стать конституция Сирии. Этот набор тезисов и идей предполагает, что именно сами сирийцы будут искать ответы на те вопросы, которые ставит перед ними процесс выработки нового основополагающего документа их страны. Одновременно российские эксперты предложили возможные варианты для подобных изысканий, которые основаны на международно-правовых подходах к сирийскому урегулированию, зафиксированных в соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН, решениях Международной группы поддержки Сирии (МГПС) и документах, в разное время принимавшихся «московской», «каирской», «эр-риядской» и другими группами сирийской оппозиции.

Можно соглашаться или не соглашаться с тем, что было представлено в Астане. Важно, чтобы был запущен процесс обсуждения будущего проекта сирийской конституции. Мы исходим из того, что должен начаться широкий процесс обсуждения. Никто, конечно, не собирается спорить с самими сирийцами по этим суверенным для Сирии вопросам.

Нам не хотелось бы, чтобы выработка новой конституции Сирии превратилась в бесконечную и безответственную риторику, арену демонстрации личных амбиций или предлог для торможения всего политического процесса.

Глубоко убеждены, будучи приверженными долгосрочному и надежному сирийскому урегулированию, что настало время всерьез заняться конституцией Сирии. Сирийский народ должен видеть перспективы движения к миру. Условия для такой работы созданы. Вы видите, насколько ответственно российская сторона подходила к своей посреднической роли в этом урегулировании: установлен режим прекращения огня, прекращено братоубийственное кровопролитие. Рассчитываем, что сирийские стороны – Правительство и различные группы оппозиции – подтвердят на практике безальтернативность политического урегулирования в Сирии и свою готовность не на словах, а на деле к нему прийти.

Обратно к оглавлению

О решении Апелляционного суда Литвы о признании виновным бывшего командира Вильнюсского ОМОН В.Разводова

Вынесенное на днях решение Апелляционного суда Литвы по этому делу заочно осуждает гражданина России В.Разводова к 12 годам лишения свободы за якобы совершенные им в 1991 г. преступления. Мы  расцениваем это решение как продолжение порочной линии официального Вильнюса на использование правосудия для политического заказа.

Хотела бы напомнить, что в июне 2015 г. Вильнюсский окружной суд неожиданно и к явному неудовлетворению литовских властей оправдал россиянина по предъявленным ему обвинениям в совершении «военных преступлений и преступлений против человечности».

Теперь якобы «неправильный» приговор, который не пришелся ко двору в Литве, пересмотрен, и российский гражданин В.Разводов осужден. Такое вот правосудие.

Обратно к оглавлению

О прекращении литовской прокуратурой досудебного расследования в отношении учеников русскоязычных школ г.Вильнюса, участвовавших в международных лагерях, организованных российской стороной

Для нас с самого начала была очевидна безосновательность и политизированность начатого в 2014 г. по инициативе Департамента государственной безопасности Литвы досудебного расследования поездок школьников русскоязычных школ г.Вильнюса в Россию и другие страны СНГ для участия в международных молодежных программах.

Теперь данное обстоятельство фактически вынуждены признать сами литовские власти.

Это еще раз показывает абсолютную беспочвенность проводимой Вильнюсом в последние годы линии на раздувание антироссийской риторики и мифа об «угрозе с Востока».

Обратно к оглавлению

Об установлении взаимного безвизового режима поездок между Россией и ЮАР

18 января Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым было подписано распоряжение о заключении путем обмена нотами Протокола между правительствами Российской Федерации и Южно-Африканской Республики о взаимной отмене визовых требований для владельцев заграничных паспортов.

Указанным Протоколом предусматривается, что граждане России и ЮАР, не имеющие намерения осуществлять трудовую деятельность, учиться или проживать на территории другого государства, освобождаются от визовых требований и имеют право въезда, пребывания или следования транзитом без виз на срок до 90 дней.

24 января МИД России направил соответствующую ноту в Посольство Южно-Африканской Республики в Москве. Согласно положениям Протокола безвизовый режим начнет применяться через 30 дней после получения ответной ноты южноафриканской стороны. С учетом этого о дате вступления Протокола в силу мы сообщим дополнительно.

Убеждены, что договоренность об отмене визовых требований позволит придать существенный импульс наращиванию взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами по широкому кругу вопросов, прежде всего в торгово-экономической и гуманитарных сферах, а также будет способствовать формированию благоприятных условий для активизации контактов между гражданами России и ЮАР.

Кроме того, рассматриваем договоренность с южноафриканской стороной как важный шаг по гармонизации визовых режимов в рамках БРИКС. При этом ЮАР стала вторым  после Бразилии членом Организации, с которым Россия устанавливает на взаимной основе безвизовой режим поездок.

Обратно к оглавлению

О списках адвокатов и юридических фирм за рубежом

Хотела бы дополнительно проинформировать российских граждан, которые находятся и/или выезжают за рубеж, о том, что в МИД России подготовлены информационно-справочные списки адвокатов и юридических фирм за рубежом, к которым они могут при необходимости обращаться за получением юридических услуг.

Особо хотели бы отметить, что информация,  содержащаяся в списках, носит исключительно справочный характер и не является рекомендацией МИД России и российских загранучреждений.

Решение об использовании или об отказе от использования информации и услуг адвокатов и организаций, перечисленных в списках, принимается гражданами России исключительно самостоятельно.

По опыту российских консульских загранучреждений в большинстве проблемных случаев, которые возникают у российских граждан за рубежом, если бы помощь со стороны адвоката приходила вовремя и если бы наши граждане знали, куда и к кому они могут обратиться, сделать это оперативно, то значительного количества неблагоприятных последствий можно было бы избежать.

Именно для упрощения поиска гражданами России адвокатов и их контактов за рубежом нами было принято решение подготовить списки адвокатов в зарубежных странах.

Благодаря унифицированности и тщательно проработанной структуре списков теперь любой гражданин Российской Федерации, выезжающий и/или находящийся за рубежом, в круглосуточном режиме, безвозмездно сможет получать высококачественную и верифицированную информацию об адвокатах и юридических фирмах за рубежом и полном спектре оказываемых ими услуг и возможностей.

На данный момент списки охватывают 145 стран мира, включают 1336 адвокатов и фирм и остаются открытыми для включения любых новых, выказавших подобное стремление представителей данной отрасли. Списки будут постоянно обновляться и совершенствоваться.

Хотела бы подчеркнуть, что использование этих списков весьма удобно, так как они доступны на официальном сайте МИД России в соответствующем разделе «Выезжающим за рубеж» в подразделе «Полезная информация». Также они доступны на сайтах посольств и генеральных консульств России во всех 145 странах, охваченных списками, на сайте  Консульского департамента МИД России и в приложении Департамента ситуационно-кризисный центр МИД России «Зарубежный помощник», о котором мы так много говорили и который, я надеюсь, в виде приложения у многих уже есть.

Мы будем, конечно, их дублировать, периодически напоминать о них на официальных соцсетевых аккаунтах МИД России.

Обратно к оглавлению

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Прежде всего, позвольте Вас поздравить с вручением заслуженной награды – Ордена дружбы.

Ответ: Спасибо большое, очень приятно.

Вопрос: Каким видит Россия дальнейшее сотрудничество с Турцией и  Ираном в урегулированиисирийского кризиса и в целом по стабилизации Ближнего Востока?

Ответ: Мы видим это взаимодействие конструктивным и, конечно, долгосрочным, потому что прекрасно понимаем, что сирийское урегулирование – это вопрос длительный и требующий консолидации усилий всех вовлеченных в этот процесс государств. Я думаю, что определение «конструктивное» будет здесь наиболее уместным.

Вопрос: Обсуждалась ли на недавних переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с главами МИД Азербайджана и Армении возможность  подготовки встречи президентов Азербайджана и Армении при посредничестве России по нагорно-карабахскому урегулированию? О каких дальнейших шагах по НКУ договорились министры на встрече, возможны ли какие-то новые контакты С.В.Лаврова по этому вопросу?

Ответ: Новые встречи, конечно, будут. Пока их график не сформирован, но, безусловно, эта тема является одной из приоритетных для российской внешней политики. Конечно, контакты в различных форматах будут продолжаться. Что касается обсуждения того, что было на повестке дня, то та часть, которая доступна для широкой публики, была опубликована в комментариях пресс-службы по итогам. Дополнительной информации по  темам, которые обсуждались, у меня нет. Как Вы понимаете, темы очень чувствительные. Безусловно, переговоры были конструктивными и содержали  обсуждение различных конкретных идей, направлений движения по урегулированию поднятого Вами вопроса. Все, что можно было бы сказать, сказано по итогам этих встреч.

Вопрос: Недавно Израиль выдвинул Болгарскую Православную Церковь на Нобелевскую премию за то, что она спасла 50 тыс. евреев  во время Второй мировой войны. К тому же ни один болгарский солдат не воевал против России, за что  болгарский царь Борис III поплатился жизнью. Что Вы об этом думаете?

Ответ: Я думаю, что выдвижение на подобные премии – это, безусловно, вопрос и тема общественных дискуссий. Конечно, как я сегодня сказала, подвиг тех людей, которые абсолютно бескорыстно и беззаветно отдавали свои жизни для спасения людей, которых они во многом даже и не знали, это вечная тема, которая не  должна быть забыта.

Россия уделяет исторической памяти приоритетное внимание по  известным причинам и делает это не только внутри страны, но и за рубежом. Еще раз говорю,  вопрос выдвижения на подобные премии – вопрос вовлеченности  гражданского общества и общественного обсуждения.

Вопрос: Недавно Россия сделала заявление о том, что, скооперировавшись с коалицией под эгидой США, получила координаты в Сирии и нанесла авиаудары. Америка же отчаянно отрицает свое присутствие. Есть ли какая-то информация? Что все-таки происходит?

Ответ:  Что касается конкретных аспектов ведения боевых действий на территории САР, контртеррористических операций, то это вопрос к нашему оборонному ведомству.

Вопрос: Как МИД видит дальнейшее  развитие сотрудничества с новой Администрацией Д.Трампа по урегулированию сирийского кризиса?

Ответ: Мы ждем  ее окончательного формирования, назначения ключевых министров, представителей ведомств, готовы к запуску полноценного диалога с новой Администрацией, потому что этого требуют как международная обстановка, в которой Россия и США совместно несут ответственность по решению многих вопросов, так и  двусторонние отношения.  Сейчас мы ждем формирования команды, формулирования ее внешнеполитических подходов, концепций, тезисов и начала ее функционирования. Понимаем, что Вашингтон сейчас переживает непростые дни. Это уже не просто непростые дни, а непростые месяцы. Но мы исходим из того, что  в ближайшее время должны быть сделаны ключевые назначения, и ведомства заработают, и мы поймем стратегию США на международной арене.

Вопрос: Обсуждается ли на сегодняшней встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с сирийской оппозицией предложенный Россией проект конституции, в котором предлагается предоставить самоуправление курдским регионам?

Известны ли дата и состав участников следующих переговоров  в Женеве? Насколько вероятно участие в этом курдской делегации Сирии? На все предыдущие встречи она не была приглашена, включая Астану.

Ответ: Вы знаете нашу принципиальную позицию по приглашению курдских представителей. Мы исходим из того, что их подключение к процессу необходимо. Это первое.

Второй момент. Что касается участников женевских переговоров, то формированием повестки и организационными вопросами занимается ООН, спецпосланник Генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистура. Поэтому по вопросу участников лучше обращаться непосредственно туда.

Что касается того,  обсуждался ли в ходе встречи с сирийской оппозицией вопрос конституции. Конечно, политическое урегулирование было и является  центральной темой встречи российского Министра С.В.Лаврова и представителей сирийской оппозиции, и, конечно, конституция, как часть политического процесса упоминалась.

Я хотела бы обратить внимание на то, что Вы сказали, что в тех наработках, которые представила российская делегация в Астане представителям сирийской оппозиции, предлагается курдская автономия. Мы не предлагаем. Мы обозначили темы, круг вопросов, которые так или иначе встают перед участниками дискуссии о конституции Сирии. Решать вопросы, связанные с форматом, с тем, как будет организовано сирийское государство, как оно будет жить и развиваться — это задача не Российской Федерации, а задача самих сирийцев, различных представителей оппозиционных групп, официальных властей и т.д. Мы обозначили список вопросов, которые предстоит решить и на которые предстоит дать ответ самим сирийцам. Предлагать, и тем более делать это в таком навязчивом плане никто не собирается просто потому, что это бесполезно. Мы прекрасно понимаем, что формирование, создание и подготовка новой конституции — исключительно добровольный процесс. Этот документ требует широкого согласия сирийского общества, которое, конечно, сейчас разобщено. Что говорить, мы прекрасно это понимаем. Поэтому, это должен быть документ, по которому найдено общее согласие, который не станет еще большим яблоком раздора. Мы, еще раз повторю, не предлагаем какие-либо формы организации сирийского государства, мы ставим вопросы перед самими сирийцами, по которым необходимо начать дискуссию. Вот, о чем идет речь. Если говорить образно, то настал момент, когда в руки воюющим нужно вложить проект конституции и вынуть автоматы. Вот то, что сейчас должно происходить. Именно на это и был рассчитан этот шаг, когда российская делегация предложила такой проект идей к дискуссии по сирийской конституции.

Вопрос: Можете ли Вы подтвердить появившуюся информацию о том, что возглавлять делегацию Россию на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности будет Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров? Планируется ли его встреча с делегацией США и ее новой Администрацией?

Ответ: Как мы говорили, участие Министра иностранных дел С.В.Лаврова в Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности прорабатывается и планируется. Об участии и составе российской делегации объявим дополнительно официально.

Что касается встречи с американской делегацией, то мы возвращаемся к тому, о чем уже говорили. Сейчас мы ожидаем формирования и назначения ключевых фигур на соответствующие посты, затем в США должно быть принято решение об участии и об уровне участия в Мюнхенской конференции. После этого возможно говорить о каких-либо контактах. Пока, собственно говоря, нет даже почвы, на которую можно было бы опереться при перспективном планировании. Сейчас мы ждем от них конкретных решений. Вы знаете, несмотря на то, что ключевые фигуры не заняли свои посты, мы направляли новой Администрации приглашение принять участие в конференции и встрече в Астане. Американцы ответили, что представлять их будет посол США в Казахстане. Поэтому даже при том, что не сформирована команда, есть варианты подключения к тем или иным международным процессам. Когда будет сформирована команда и принято решение в Вашингтоне о том, кого делегировать в Мюнхен, тогда мы и будем исходить из этого. Обязательно прокомментируем, когда появится конкретика.

Вопрос: Долгое время многие участники сирийского конфликта не признавали «Джабхат ан-Нусру» в качестве террористической организации. Сирийское правительство до сих пор считает ряд оппозиционных сил, в том числе участвующих в переговорах, террористическими и требует их немедленного разоружения. Обсуждался ли на переговорах в Астане или планируется ли обсуждение консенсуса по поводу того, кого считать террористами? Как влияет нерешенность этого вопроса на ход переговоров?

Ответ: Во-первых, есть международно-правовые признаки того, кто является террористической организацией, а кто нет. Для этого есть соответствующие списки ООН. Это базовая позиция. Мы прекрасно понимаем, что сирийский кризис отличался тем, что террористические группировки динамично мимикрировали, занимались «ребрендингом» – придумывали себе новые названия, логотипы, перетекали из одной в другую, соединялись, разъединялись. Этот процесс значительно усложнял квалификацию с точки зрения международного права тех или иных группировок в качестве международных террористов.

Есть еще один момент, когда помимо движения непосредственных группировок, такое же движение происходило среди ее членов, когда люди сегодня объявляли себя членами одной группировки, действительно присутствующей в ооновских террористических списках, потом они сами себя причисляли к другим группировкам, о которых даже никто не знал. Это зло, которое постоянно мимикрировало и продолжает это делать.

Решение вопроса, кто занимается террористической деятельностью, происходит, как уже неоднократно было сказано российскими представителями, следующим образом. Сейчас на территории Сирии объявлен и действует Режим прекращения боевых действий. Соответственно, те, кто не подчиняются, не вошли, не присоединились к этому Режиму и продолжают боевую активность, конечно же, рассматриваются в качестве боевых единиц и подлежат уничтожению, так как эти люди не вошли в процесс перемирия, получивший название «Режим прекращения боевых действий». Однако никто не отменял вопрос о классификации. Год назад США взяли на себя обязательство по разделению вооруженной оппозиции на конструктивные силы и тех, кто в большей степени исповедуют террористический образ жизни, борьбы, террористическую стратегию. Как вы помните, этот процесс назывался «отделением умеренных от неумеренных», как говорили нам представители США. Вы также помните, чем закончился этот процесс. Это время упущенных возможностей, потому что международное сообщество полагалось на Вашингтон, публично взявший на себя работу по размежеванию боевиков, по их разделению, полностью «завалил» эту работу. Сознательно или по неумению – вопрос остается открытым, это вопрос для историков. Но факт в том, что с этой задачей они не справились. Это тоже часть ответа на Ваш вопрос.

Повторю, сейчас на практике, исходя из ситуации «на земле», вопрос решается таким образом, что на тех, кто присоединились и соблюдают Режим прекращения боевых действий, не распространяются боевые действия. Все те, кто не соблюдают этот режим и тем более исповедуют террористическую стратегию, так или иначе являются объектом для уничтожения.

Вопрос: Хотелось бы получить Ваш комментарий по высказыванию Президента США Д.Трампа о создании т.н. «зон безопасности» («safe zones») на территории Сирии. Насколько это согласуется с видением России дальнейшей борьбы с терроризмом, а также насколько это соответствует принципам международного права и суверенитета Сирии?

Ответ: Как мы уже неоднократно говорили, согласно заявлениям нового Президента США Д.Трампа о необходимости борьбе с терроризмом, в частности на территории стран БВСА, это направление является приоритетным для новой американской администрации, системообразующим вопросом. Все это внушает оптимизм. Об этом неоднократно говорилось, об этом заявлял в т.ч. Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Что касается детализации борьбы с терроризмом и подходов к сирийскому урегулированию, то могу еще раз (сегодня уже, наверное, в третий раз) заявить, что мы ждем формирования команды и конкретизации их подходов к этим вопросам. Я думаю, очевидно, что без проговоров, без разъяснения принципиальных подходов и их деталей сложно делать оценки по публичным высказываниям. Мы ждем формирования команды и после этого будем исходить из того, что должна начаться конкретная работа.

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали задержание журналиста «Раша Тудэй Америка», который был задержан в ходе протестов во время инаугурации Президента США Д.Трампа? Он там находился по заданию редакции и с редакционным удостоверением, однако сейчас ему грозит до десяти лет лишения свободы за участие в несанкционированных акциях протеста.

Ответ: Серьезную озабоченность вызывает ситуация с корреспондентом телеканала «Раша Тудэй Америка» Александром Рубинштейном. Журналист был задержан в пятницу, 20 января полицией Вашингтона при освещении акции протеста против Президента США Д.Трампа в день его инаугурации.

Хотела бы подчеркнуть, что корреспондент выполнял свои профессиональные обязанности. Очень важно то, что он имел при себе удостоверение представителя прессы. Тем не менее, А.Рубинштейн был задержан полицией почти на сутки. В аналогичной ситуации оказались еще пять журналистов из других СМИ.

В настоящее время А.Рубинштейн, по нашей информации, находится на свободе. Hа 16 февраля назначено предварительное слушание в суде, поскольку ему предъявлены обвинения в совершении тяжкого преступления – участие в массовых беспорядках. Напомню, что по американскому законодательству соответствующая статья предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.

Мы отметили, что в защиту журналистов выступили представители медийного сообщества, специализированных международных институтов и организаций. Руководство телеканала «Раша Тудэй», Комитет защиты журналистов, «Репортёры без границ», Национальный союз журналистов Великобритании, Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Д.Миятович осудили это нарушение прав журналистов. Мне кажется, это вопиющий случай.

Мы рассчитываем и исходим из того, что инцидент будет тщательно расследован, обвинения в отношении А.Рубинштейна и других журналистов сняты, а в Вашингтоне сделаны соответствующие выводы о том, что это абсолютно недопустимая  и вопиющая ситуация.

Вопрос: В октябре прошлого года в Праге был задержан гражданин Российской Федерации Е.Никулин по подозрению в киберпреступлениях. Из Москвы и Вашингтона в Прагу одновременно пришли запросы на его выдачу. Как Вы прокомментируете эту ситуацию? Если Чешское Правительство решит выдать Евгения Никулина США, то это может отразилось на отношениях Москвы и Праги?vvvvvv

Ответ: Мы держим на постоянном контроле ситуацию с задержанным в Чехии гражданином России Е.Никулиным. Ожидаем, что власти Чехии рассмотрят в позитивном ключе запрос Генпрокуратуры России в Министерство юстиции Чешской Республики о его выдаче в Российскую Федерацию, тем более что на фоне развернувшейся в последнее время в США информационной кампании в отношении якобы «вездесущих» российских хакеров сложно рассчитывать на объективность и непредвзятое отношение к российскому гражданину со стороны американского правосудия.

Посольство России в Праге предоставляет Е.Никулину необходимую консульскую и правовую помощь, следит за соблюдением нормальных условий его содержания под стражей. По последней информации, каких-либо жалоб на этот счет от Е.Никулина не поступало.

Вопрос: Хотел бы вернуться к Женевским переговорам и уточнить дату их проведения. По-прежнему ли речь идет о 8 февраля?

Ответ: Мы с этого начали. В ходе вступительного слова в рамках протокольной съемки начала встречи Министра иностранных дел России с представителями сирийской оппозиции сегодня в Москве С.В.Лавров сказал, что мы надеемся на то, что усилия, предпринимавшиеся на площадке Астаны, будут вкладом в общесирийские переговоры на платформе Женевы под эгидой ООН в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254. Он также высказал сожаление, что вновь дата женевского раунда была перенесена с 8 февраля на конец февраля. Он неоднократно призывал представителей ООН, которые непосредственно отвечают за данное направление, как можно скорее активизировать свои усилия по работе в рамках политического урегулирования сирийского кризиса.

Вопрос: От имени таджикской газеты «СССР» и себя лично поздравляю Вас с получением заслуженной награды. Это очень приятно, потому что когда мы с Вами подняли вопрос об употреблении в СМИ слова «гастарбайтер», то с Вашей помощью этот термин перестал использоваться. За это Вам большое спасибо. 

Ответ: Думаю, что Вы преувеличиваете мой вклад.

Вопрос:  25 января в Общественной палате России под руководством члена Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом В.П.Шапошникова состоялся круглый стол «Проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в Российской Федерации, доступ детей мигрантов к получению образования в российских школах». Как Вы считаете, можно ли назвать меня и наших детей (как это сделал журналист радиостанции «Спутник») мигрантами?

Ответ: Про Вас могу точно сказать, что Вы – не мигрант просто потому, что в МИД России занимаются также визовой поддержкой журналистам и выдачей им аккредитации. Поэтому здесь абсолютно точно Вы не мигрант.

Вопрос: Если радиостанция «Спутник» является государственной компанией России, то почему она в способе подачи материалов копирует  «Радио свободы» и не публикует официальную информацию, например МИД или Минобороны России? Кроме того, обратите внимание, что цвет заставки на веб-сайте «Спутника» и «Радио свободы» одинаковый.

Ответ: С Вашей легкой руки, сегодня у «Радио свободы» черный день в истории, так как их сравнили со «Спутником». Что касается цвета, то мне сложно сказать, чем руководствовались его дизайнеры. Думаю, что этот вопрос нужно задать им.

В своем вопросе Вы подняли очень важный аспект относительно того, что «Спутник» является государственной радиостанцией и должен отражать государственную позицию. Действительно, он таковым и является. Но в нем работают журналисты, которые обязаны, как и журналисты всех российских изданий вне зависимости от своего статуса руководствоваться законами Российской Федерации. При этом никто не отменял права на их точку зрения. Очень важно здесь проводить четкую линию отмежевания личной точки зрения журналиста, на которую он имеет право, от позиции издания или государства. Эти вещи путать нельзя. Мы, хотя иногда нам намного больнее читать материалы, чем вам, исходим из того, что журналисты имеют право на свои оценочные суждения. Если речь идет об искажении фактов, то наша задача предоставлять опровержения и, наверное, добиваться их публикации. Но когда речь идет об оценках или участии журналистов в каких-то общественных мероприятиях, то они, безусловно,  имеют право на свою точку зрения.

Обязательно передам ваш материал, как и всегда мы это делаем, в «Спутник» и попрошу уточнить в редакции те вопросы, которые Вы задали.

Обратно к оглавлению

МИД России. Публикации Дипломат.ру

Дипломатия. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал в Дипломатрутрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra